Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения.
Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии.
Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.
Причины аутизма у детей
Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:
- генетическая предрасположенность;
- мутации плода во время беременности;
- последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
- черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
- расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
- нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
- нарушения взаимодействия полушарий мозга;
- неправильный обмен серотонина в организме;
- хромосомные нарушения на стадии развития плода;
- врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.
Может ли проявиться аутизм у взрослых?
Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.
Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга.
Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни.
Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:
- хроническая депрессия;
- психические заболевания;
- черепно-мозговые травмы.
Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.
Виды аутизма и его классификации
Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:
- первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
- вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
- третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
- четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
- пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.
В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.
Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая.
Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания.
Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.
Разновидности аутизма
Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:
- аутическая психопатия Аспергера;
- синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
- аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
- аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
- эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
- резидуально-органическое состояние организма больного;
- аутизм неизвестного происхождения.
Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).
Особенности аутизма у детей
Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:
Детский аутизм
В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:
- невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
- недостаточное использование речи для коммуникации;
- игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
- «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
- задержка развития собственного «я»;
- эхолалии непосредственного и отставленного типа;
- стереотипные игры.
Синдром Ретта
Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:
- отрешенность ребенка;
- приостанавливается или останавливается развитие речи;
- теряются уже приобретенные навыки;
- за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
- утрачивается способность удержать в руке предмет;
- расстройство дыхания;
- эпилептиформные приступы;
- прогрессирующий распад моторных навыков;
- развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
- утрата тонуса мышц.
Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.
Синдром Аспергера
При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:
- нарушения коммуникативной функции;
- стереотипные интересы и поведение;
- импульсивность в поведении;
- взгляд направлен «внутрь себя»;
- привязанность к привычному окружающему пространству.
Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.
Атипичный аутизм
Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии.
Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития.
Для атипичного аутизма характерны:
- возникновение после 3-х лет;
- значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
- стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.
9.9 83 отзывов Пергаменщик Светлана Борисовна
Стаж 15 лет Кандидат медицинских наук
10 49 отзывов Нарколог Психотерапевт Психиатр Врач высшей категории Филашихин Вячеслав Вячеславович
Стаж 21 год Кандидат медицинских наук 8 (495) 185-01-01 8 (495) 185-01-01
9.1 27 отзывов Психотерапевт Психиатр Врач высшей категории Собольков Юрий Леонидович
Стаж 30 лет
9.1 5 отзывов Черкасова Нина Александровна
Стаж 26 лет
10 24 отзывов Психотерапевт Психиатр Врач высшей категории Подольская Ольга Геннадьевна
Стаж 20 лет Кандидат медицинских наук
9.1 13 отзывов Психиатр Сексолог Врач высшей категории Соловьева Надежда Валентиновна
Стаж 23 года
9.1 28 отзывов Жерехов Алексей Борисович
Стаж 23 года
8.3 5 отзывов Психиатр Психотерапевт Нарколог Врач первой категории Лабутьева Ирина Сергеевна
Стаж 7 лет Кандидат медицинских наук 8 (495) 185-01-01 8 (495) 185-01-01
8.6 1 отзыва Психиатр Врач высшей категории Доцент Островская Надежда Александровна
Стаж 38 лет
9.3 Нарколог Психотерапевт Врач первой категории Авфуков Андрей Владимирович
Стаж 18 лет Кандидат медицинских наук
Симптомы аутизма у детей
Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?».
Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм».
Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.
Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:
1. Симптомы нарушения социальных навыков:
- отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
- игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
- отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:
- отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
- ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
- речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
- ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
- фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:
- нервное поведение;
- отчуждение;
- ребенок любит играть один;
- отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
- ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
- ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.
Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:
- скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
- отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
- непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
- отсутствие понимания собственного поведения;
- отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
- трудности в обращении к кому-либо;
- недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
- возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
- наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.
Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
Диагностика аутизма у детей
Приведенные признаки аутизма позволяют врачам достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:
- не расширять содержания каждого из признаков;
- проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
- учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
- помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.
Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину.
В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни.
При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.
Лечение аутизма
Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:
- программы поведенческой терапии;
- использование «моделей развития»;
- логопедическую терапию;
- обучение социальным навыкам;
- трудотерапию;
- антидепрессанты;
- антипсихотики;
- противосудорожные препараты.
Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.
Опасность
Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом.
Профилактика
К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Аутизм: тесты, вопросы и советы врачей, специалистов и к людей с РАС
- Когда можно заподозрить РАС у ребенка?
В некоторых случаях родители могут увидеть проявления еще до года, но чаще всего диагноз можно поставить в возрасте 2-х лет. Пограничные состояния спектра могут оставаться недиагностированными долгие годы.
- Можно ли диагностировать РАС еще во время беременности?
Расстройство развития у плода диагностировать невозможно. Можно выявить по маркерам некоторые генетические синдромы, которые после рождения могут проявиться аутичным спектром. Но прогнозировать, проявятся ли они и каким образом, невозможно.
В семьях, где у родственников есть, к примеру, синдром Аспергера, вероятность появления малыша с РАС выше. Некоторые родители только после диагностики аутизма у ребенка осознают, что они сами — «из спектра».
- Есть ли ранние признаки аутизма?
Самые яркие и самые известные — отсутствие контакта глаз у малыша, улыбки, реакции на речь родителей, подражания действиям взрослых.
- Что должно насторожить в возрасте старше года?
Задержка, утрата социальных, коммуникативных навыков. Отсутствие речи как части общения. Сама речь может проявляться непривычным способом: повторением фраз из мультфильмов, стихотворений, взрослых разговоров или отсутствовать полностью.
Отличие во взаимодействии со сверстниками и родителями: от полного игнорирования других людей до неловких попыток контакта, отличающихся от других детей того же возраста. Однотипные интересы и игры, «залипание» на паззлах, выстраивании в ряд предметов, катании-качании и т. д.
Не просто увлечение, а погружение в занятия.
- Что может быть похоже на аутизм?
РАС в раннем возрасте можно спутать (в обе стороны) с задержкой развития, патологиями и заболеваниями. Например, с нарушениями функций слуха, зрения, речевой функции, с отставанием в умственном развитии, с тревожным расстройством, другими нарушениями психики.
- К какому врачу идти с вопросами?
Заподозрить РАС может и педиатр, и невролог, однако устанавливает диагноз детский психиатр. Этот специалист владеет наиболее точными методиками и знает, как отличить одно расстройство от другого, как корректировать проявления. Первая диспансеризация у детского психиатра для любого ребенка — в возрасте двух лет.
- Как лечить ребенка с РАС?
О лечении речь не идет, все подтвержденные методики — это коррекция как часть медико-психолого-педагогической помощи. Сегодня наибольшей доказательной базой отличается АВА, или Прикладной Анализ Поведения (ПАП). К эффективности остальных методов коррекции есть вопросы.
Сразу же, как только установлен диагноз, или даже раньше. Чем быстрее — тем выше эффективность. Преимущества АВА в воспитании детей может оценить любой родитель даже самого нейротипичного ребенка. Эта методика помогает направлять поведение у здоровых капризуль и у детей, чьи «капризы» — проявление РАС. Но при РАС она используется более широко и направленно.
- Как оценить прогнозы при РАС?
В раннем возрасте сложно сказать, что будет. Прогноз зависит от выраженности проявлений, части спектра, в которой находится ребенок, наличия или отсутствия умственной отсталости и иных сочетанных диагнозов. Но самое большое влияние оказывает время начала работы с ребенком, и это доказанный факт.
Тест на РАС для детей от 1,5 до 3 лет от специалистов по детскому развитию Университета Роджерс (США). Точность — 88%, время прохождения теста — 2 минуты. Варианты ответов: да, нет, иногда.
- Если ребенку что-то интересно или нужно, он показывает жестами.
- Улыбается и регулярно смотрит в глаза всем окружающим (не только маме).
- Откликается на свое имя.
- Часто проявляет необычную реакцию на звуки: или не слышит совсем, или резко реагирует на громкость, тональность и т. д.
- Интересуется другими детьми при играх.
- Любит играть в «ладушки», «ку-ку».
- Пытается общаться лепетными словами, слогами, полноценной речью, мимикой, жестами.
- Часто и по делу использует не менее трех слов (дай, на, бух и т. д.).
- Пытается говорить или говорит полностью предложениями из двух и более слов (дай пить, хочу ам и т. д.).
- «Отзеркаливает» эмоции: смеется, если вокруг все смеются.
«Да» на все вопросы, кроме номера 4, дают 0 баллов. «Нет» на вопрос номер 4 — 0 баллов. Иногда — 0,5 балла. Чем меньше баллов, тем ниже шансы на РАС у ребенка.
«РАС нужно лечить, но вылечить нельзя». Интервью с психиатром Елисеем Осиным
Детский врач-психиатр Елисей Осин рассказал Дэйли Бэби, когда можно увидеть у ребенка первые проявления аутизма, какие существуют методы лечения и почему не имеет смысла делить аутистический спектр на конкретные расстройства.
Елисей, вы занимаетесь в числе прочего ранней диагностикой расстройств аутистического спектра. С какого возраста можно увидеть первые проявления аутизма у ребенка?
Существует несколько важных моментов, которые касаются всех расстройств человеческой психики. Во-первых, все психические заболевания и нарушения диагностируются только на основании поведения пациента.
Это касается шизофрении, биполярного расстройства, умственной отсталости, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — Прим. ред.) — все эти диагнозы можно поставить, только основываясь на поведенческих симптомах.
Нет такого анализа крови, который бы выявил психическое нарушение. Все это имеет отношение и к расстройствам аутистического спектра. Если человек ведет себя как человек с аутизмом, в большинстве случаев у него аутизм.
Во-вторых, аутизм — это расстройство развития в области социального взаимодействия и коммуникации. Это значит, что диагноз ставят, когда видно, что у ребенка раннего возраста атипично развивается способность общаться с другими людьми.
Одно из проявлений социального взаимодействия — потребность делиться. К примеру, в обычной ситуации ребенок разглядывает игрушку, а затем показывает родителям, как бы говоря: «Смотрите, что я нашел.
Что это?» Ребенок с РАС этого может не делать, так как у него нет такого разделенного интереса. Проблемы могут быть и в том, как младенец реагирует на улыбку взрослых.
Улыбка — это социальный сигнал, который дети с аутизмом часто не замечают и в результате не улыбаются в ответ.
Существует много поведенческих признаков, они подробно описаны в классификации. Мы сейчас пользуемся двумя: «Международной классификацией болезней 10-го пересмотра» и DSM-V.
Когда начинается активное развитие социального взаимодействия, можно заметить первые проблемы — примерно в 10-13 месяцев. В этом возрасте дети начинают использовать жесты, наблюдать за лицами.
При этом реакция на выражение лица взрослого появляется гораздо раньше? К примеру, улыбка и комплекс оживления в норме присутствуют уже с 1-го месяца.
У подавляющего большинства ребят с аутизмом до 10 месяцев все в порядке с эмоциональными реакциями. Конечно, бывают ситуации, когда родители замечают особенности в поведении очень рано, но чаще всего это происходит после 10-11 месяцев. В этом возрасте дети реагируют на игры, а это как раз и есть приглашение к общению.
Взрослый зовет: «Маша, посмотри!» — и ребенок поворачивает голову, потому что понимает, что сейчас произойдет что-то важное. Ребенок с РАС будто не замечает, ему не интересно. При этом свой любимый мультик он слышит и тут же поворачивает голову.
Дети с аутизмом могут не наблюдать за лицами и при этом с интересом разглядывать игрушки, капельки, веточки. В 12-15 месяцев уже можно понять, что что-то в развитии идет не так. До этого возраста нет такого пространства для активного социального взаимодействия, поэтому проблему не замечают, хотя на самом деле она уже была.
Получается, что расстройства аутистического спектра заложены в ребенке генетически и сделать с этим уже ничего нельзя?
Да, по всей видимости, большая часть этих детей приходит в мир, уже имея нарушения в области социальной включенности и заинтересованности.
Но, помимо генетических, есть и средовые факторы, которые могут увеличивать выраженность симптомов или даже их вызывать. Во-первых, прием беременной женщиной вальпроевой кислоты.
Это распространенное противосудорожное средство, которое при приеме во время беременности увеличивает риск рождения ребенка с РАС в 5-6 раз.
Также известно, что использование беременными медикамента «Талидомид» увеличивает риск рождения детей с аутизмом, но его уже давно не назначают из-за негативного влияния на плод. Есть и вероятные другие средовые факторы, которые могут оказать такое влияние на будущего ребенка: контакт матери с пестицидами, экология среды проживания.
Но, конечно, основную роль играют генетические факторы — как наследственные, так и мутации. Они входят в контакт со средовыми и приводят к тому, что изменяется развитие нервной системы.
Аутизм ещё называют комплексным расстройством, это означает, что его причиной стали сразу много факторов. Этим РАС не отличаются от сахарного диабета или депрессии — это тоже комплексные расстройства.
Другое дело, что в случае аутизма генетические и средовые факторы сыграли роль еще до рождения человека.
Детей какого возраста к вам чаще всего приводят? Когда родители понимают, что ребенка пора вести к психиатру?
Как я уже говорил, аутизм — это нарушение социального взаимодействия и коммуникации, но это единственная объединяющая людей с РАС характеристика. Все остальное может быть по-разному.
Есть дети с аутизмом очень тревожные, пугливые, агрессивные, плохо обучающиеся или имеющие проблемы со сном, у них могут быть выраженные проблемы с развитием речи.
Они попадут к врачу очень рано, потому что в два года они, например, вообще не слушаются родителей.
У других детей с РАС ничего этого нет. У них хорошая память, слуховое восприятие, нормальные способности общаться, контролировать себя — они не так сильно отличаются от сверстников. В этом случае беспокойство у родителей появляется значительно позже. Например, ребенок пошел в школу, и общение с другими ребятами не складывается.
Получается, аутизм может быть не очевиден вплоть до школьного возраста?
Именно поэтому мы называем расстройства спектром. Проблемы с коммуникацией, умением использовать речь будут всегда — это одно из проявлений аутизма. У одного ребенка это может быть тяжелая задержка или вообще отсутствие речи, а у другого — сниженная способность поддерживать диалог.
Второй ребенок рано начинает разговаривать, говорит четко, ясно, быстро запоминает новые слова, но его речь часто не обращена ни к кому. Он увидел мультик и что-то бубнит, договаривает.
У него может позже появиться способность рассказывать о том, что с ним случилось, поддерживать диалог и задавать вопросы.
Однако это не вызовет у родителей такого сильного беспокойства, как полное отсутствие речи.
И в том, и в другом случае одинаковая проблема со способностью выстраивать диалог, выражать себя с помощью речи и языка. Просто кто-то начнет бить тревогу в 1,5-2 года, а кто-то — в 7-8 лет. Хотя предпосылки и нарушения в развитии, конечно, были и до школы.
Как вы определяете, какое конкретно у ребенка расстройство аутистического спектра? И нужно ли это делать?
Тут есть сложность. После продолжительного изучения аутизма стало понятно, что устойчивые виды аутизма выявить не получается. Допустим, в общей медицине есть несколько видов пневмонии или гепатита, каждый из которых лечат разными препаратами.
В психиатрии пока нет такой практики. Сейчас понятно, что сколько людей с аутизмом, столько и видов аутизма существует.
Задача врача — понять, что человек находится в спектре, и описать его настолько подробно, насколько это возможно. Какой у ребенка интеллект? Он может быть высокий, нормальный или сниженный.
Насколько хорошо развиты речь и навыки самообслуживания? Есть ли сопутствующие диагнозы, например эпилепсия или страхи?
В результате можно определить, сколько часов помощи потребуется конкретному ребенку. Одному будет достаточно 3-х часов в неделю, другому — не меньше 20-ти. Такой подход к диагностике имеет большее право на существование, чем попытка присвоить пациенту какую-либо категорию.
Проблема еще и в том, что в 5-ти разных клиниках все врачи согласятся, что ребенок в спектре аутизма, но в одной напишут «детский аутизм», во второй — «синдром Аспергера», а в пятой поставят «атипичный аутизм». Критерии деления на виды расстройств неудачные и спорные.
Более того, диагноз может меняться с возрастом. Например, в 1,5 года у ребенка не очень много проявлений аутизма, нет повторяющихся движений, но есть проблемы в коммуникации: он не отзывается на имя, не пользуется жестами. Мы пишем «атипичный аутизм», потому что симптомов пока мало, но очевидно, что ребенок в спектре.
В 2,5 года появляются повторяющиеся движения, а значит, диагноз меняется на «детский аутизм». К 8 годам исчезают проблемы с речью, ребенок бегло разговаривает, но социальное поведение у него своеобразное. В итоге врач пишет «синдром Аспергера».
В этом случае дело не в том, что ребенок какой-то странный, просто классификации достаточно размытые.
В чем заключается помощь пациентам с расстройствами аутистического спектра? Какие методы лечения работают?
Во-первых, очевидно, что помогают методы прямого обучения. С помощью тренировок ребенка можно научить говорить и использовать жесты, показать, как просить, отвечать, рассказывать.
Всегда можно научить человека сдерживать себя, выполнять правила групповой дисциплины, хорошо вести себя в школе.
Во взрослом возрасте могут потребоваться сложные социальные навыки, например, умение вести себя определенным образом на собеседовании или ходить на свидание — многие проблемы социальной коммуникации решаются прямым обучением.
Вторая вещь, которая реально помогает, — это изменение среды вокруг человека с аутизмом. Люди с РАС воспринимают мир по-другому: например, хуже обращают внимание на речь и лучше воспринимают нарисованные детали. Поэтому, чтобы объяснить что-то важное, можно задействовать картинки или видео, использовать «визуальную поддержку».
Третья вещь — это лечение дополнительных расстройств, которые часто встречаются при аутизме. Это могут быть эмоционально-аффективные расстройства, например, повышенная тревожность или высокий уровень раздражительности. У людей с РАС часто бывает эпилепсия, нарушения сна, аллергия или головные боли. Для лечения сопутствующих заболеваний как раз требуются медикаменты.
Аутизм провоцирует эти заболевания или дети с РАС тяжелее их переносят?
Вероятность, что у человека с аутизмом появится еще какое-то расстройство, значительно выше. Предположим, если в обычной ситуации эпилепсия встречается с частотой 0,5%, то у людей с аутизмом — в 10-15% случаев.
Непонятно, почему так происходит, но точно одно: если у ребенка нарушение коммуникации и дискомфорт в результате дерматита или головной боли, то его поведение становится хуже. Он не может объяснить, что его беспокоит.
Поэтому детям и подросткам с аутизмом нужно уделять в этом плане больше внимания.
Выходит, сам аутизм не лечится? Можно только помочь человеку максимально адаптироваться к социальной среде?
Получается игра слов. Лечится, конечно, и РАС нужно лечить. Другое дело, что вылечиться нельзя. И в этом контексте есть масса расстройств и заболеваний в нашей жизни, которые именно таковы.
Диабет можно успешно лечить, но он не вылечивается. Можно подобрать диету, выбрать дозу инсулина и жить так, чтобы диабет практически не мешал. Это самое настоящее лечение, но не излечение. С аутизмом та же самая история.
Психологическая и обучающая терапия, создание среды и условий, лечение сопутствующих проблем приведут к тому, что человек и его семья будут жить хорошо, окружающим будет проще, но он все равно останется человеком с аутизмом.
В чем, на ваш взгляд, секрет успешной адаптации ребенка с аутизмом к социальной жизни?
Секрет, к сожалению, простой и сложный одновременно. Только две вещи влияют на адаптацию. На первую мы никак не можем повлиять — это потенциал ребенка.
Некоторые дети учатся поразительно хорошо, отлично запоминают слова, успешно занимаются по специальным программам. У других все получается очень медленно.
Второй момент — количество и качество помощи, которую получает ребенок. Это как раз в наших силах.
Тут нет волшебного решения: нельзя увезти ребенка в Израиль или Германию и сделать операцию, после которой он выздоровеет.
Речь идет о последовательной и регулярной помощи.
Общение с обычными детьми в детском саду или школе тоже положительно влияет на развитие? Или же детям с РАС лучше заниматься по своей индивидуальной программе?
Исключение составляют только ситуации, когда детский сад очень плохой, в нем злые воспитатели, бесконтрольные дети, которые могут причинить вред себе или ребенку с аутизмом. Или когда сам человек с РАС представляет для кого-то опасность в силу неконтролируемого поведения или реакций.
В остальном важно всегда помнить, что человек с аутизмом — в первую очередь человек.
У него есть проблемы с развитием навыков, ему может быть трудно научиться разговаривать, играть вместе, но, как и подавляющему большинству людей, ему требуется друзья и признание.
Поэтому, конечно, нужно стараться сделать его жизнь похожей на жизнь обычного ребенка с посиделками в кафе, походами в музеи, детскими садами, школами и друзьями.
Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»
Все материалы спецпроекта
Аутизм: взгляд психиатра
Выделяются следующие актуальные проблемы, связанные с аутизмом: диагностические критерии аутизма, распространенность, этиология, клинические проявления, коррекция, обучение, социальная адаптация.
Необходимо учитывать, что развитие аутизма в детском возрасте приводит в большинстве случаев к глубокой инвалидизации больных.
При своевременном распознавании и адекватной терапии аутистических состояний у детей удается смягчить глубину психических и поведенческих расстройств. [4]
В связи с неоднозначными подходами к диагностической оценке аутистических расстройств показатели их распространенности у детей в разных странах (Германии, США, Японии, Швеции, Великобритании) колеблются от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. [7].
Учитывая столь высокие цифры встречаемости аутизма у детей, нарастающей инвалидизации больных при отсутствии адекватного терапевтического воздействия, стоит отметить большую актуальность исследования этой патологии развития и необходимость поиска новых терапевтических подходов для этих групп больных. По мнению большинства исследователей имеются существенные межполовые различия в распространенности и тяжести клинических проявлений аутизма у детей. Считается, что аутизм в 2,5-4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, тогда как нарушения у девочек носят более деструктивный характер. [4]
По МКБ-10 детский аутизм характеризуется как общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипным, повторяющимся поведением, приводящими к нарушению социального взаимодействия. [8]
Учитывая рост распространенности аутистических расстройств во всем мире (в среднем 1% в детской популяции), а также трудности диагностики, обуславливающие неправильное представление о детях с аутизмом, недостаточный уровень знаний в этой области психиатрии, что может являться причиной негативного отношения к фармакотерапии, все это требует мультидисциплинарного изучения проблемы расстройств аутистического спектра (РАС). В настоящее время научный интерес к РАС сместился из области узкой проблемы детской психиатрии в сторону одного из ведущих направлений клинико-биологических исследований в мире.
На сегодняшний день в мире не существует единой общепризнанной концепции этиологии РАС. Причины болезни могут быть разными – от эндогенно-наследственных до экзогенно-органических, психогенных и даже экологических.
Большинство исследователей склоняется к тому, что аутизм в детстве имеет нейробиологическую основу и служит результатом общемозговых нарушений.
Основными патогенетическими гипотезами РАС на современном этапе исследований являются генетические, дизнейроонтогенетические, иммунологические, а также гипотеза нарушения формирования нейротрансмиттерных систем (в первую очередь, глутаматергической). [2]
Стоит отметить, что к изучению данной патологии необходимо привлечение не только психиатров, но и врачей других специальностей (неврологов, соматологов), а также биологов, психологов, педагогов, реабилитологов, что обусловлено прежде всего гетерогенностью РАС, выявлением этой патологии при нозологически разных заболеваниях и, соответственно, необходимостью решения вопросов дифференциальной диагностики, уточнения этиологии, патогенеза, что позволяет разрабатывать новые подходы к терапии. [3]
Ввиду того, что диагностировать РАС (выставить диагноз психического расстройства) имеет право только врач-психиатр, задачей психологов и педагогов является как можно раньше выявить ребенка с отклоняющимися формами поведения, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно, направить к врачу-психиатру. В практике аутистические расстройства часто определяются слишком поздно, в большинстве случаев перед поступлением в школу или уже в школьном возрасте, хотя родители, как правило, задолго до этого замечают странные формы поведения ребенка и обращаются к педиатрам, неврологам.
Следует придерживаться единого профилактическо-терапевтического подхода в абилитации больных с РАС, целью которого является гармонизация общего развития детей, подростков, взрослых, страдающих аутизмом.
Основополагающим принципом курации детей с аутистическими расстройствами является комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая социальная работа с пациентом и его семьей), способствующее созданию предпосылок к возможности их обучения.
Активно исследуемые в последние годы новые патогенетические механизмы РАС, в первую очередь, наличие воспалительного звена в патогенезе психотических форм РАС, уже в настоящее время способствуют созданию инновационных стратегий терапии – сочетанному применению малых доз нейролептиков и противовоспалительных и иммунотропных препаратов.
При разных видах РАС медикаментозная терапия кардинально отличается. Выбор препарата проводится с учетом психопатологической структуры расстройства, наличия или отсутствия сопутствующих психологических, неврологических и соматических нарушений.
Кроме того, медикаментозная терапия показана при действии внешних и внутренних неблагоприятных факторов в кризисные периоды развития, при изменениях в микросоциальном окружении и окружающей среде в целом. [1]
Медикаментозная коррекция должна обязательно сочетаться с развивающим обучением. Ни один из методов лечения не является эффективным для всех форм РАС, нет также ни одного метода лечения, лишенного недостатков.
Единственное, в чем сходятся специалисты, лечение детей и подростков с аутистическими расстройствами должно быть индивидуализированным, с одной стороны, и “мультимодальным”, с другой, что предусматривает участие в лечебно-реабилитационнных программах врачей, психологов, биологов, социальных педагогов, родителей и учителей. [3]
Необходимо учитывать, что амбулаторное ведение на основе комплексного подхода в плане сочетания разных форм помощи, но нацеленного на лечение отдельного случая и конкретного пациента является предпочтительным для больных РАС.
При правильно организованной реабилитации и своевременной фармакотерапии и благодаря асинхронии в развитии высших психических функций и влиянию положительных тенденций онтогенеза вне обострений болезни, расстройства аутистического спектра поддаются коррекции, что является профилактикой инвалидности.
Следует помнить, что социальная коммуникация имеет решающее значение как для развития ребенка, так и для его интеграции в общество. [5]
В заключение стоит отметить, что только 30% больных с синдромом Каннера и тяжелыми психотическими формами РАС эндогенного генеза (злокачественная детская шизофрения), атипичный детский психоз при умственной отсталости, умственной отсталость с аутистическими чертами, имеют неблагоприятный прогноз.
В целом, своевременное установление клинического диагноза, раннее введение фармакотерапии специально подготовленными врачами, проведение реабилитации вполне эффективно способствует благоприятному исходу.
В 10% случаев у больных с РАС наблюдается достаточно полное восстановление темпов развития и способности к социализации, в клиническом состоянии примерно 60% детей с аутизмом отмечается стабильность улучшения в посттерапевтическом периоде. [3]
Список использованной литературы:
- Клюшник Т.П., Андросова Л.В., Симашкова Н.В., Зазуля С.А., Отман И.Н., Коваль-Зайцев А.А. Состояние врожденного и приобретенного иммунитета у детей с психотическими формами расстройств аутистического спектра. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011, №111(8). – С. 51-55
- Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство / Под редакцией Н.В. Симашковой. – М: Авторская академия, 2013. – 264 с.
- Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якунова Л.П., Коваль-Зайцев А.А. Расстройства аутистического спектра (мультидисциплинарные подходы к диагностике и терапии). // Журнал психиатрия. – 2013, №04(60). – С. 5-10
- Башина В.М., Красноперова М.Г.. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика. // Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. – 2004, №01. – С. 7-12
- Evdokia Anagnostou MD, Lonnie Zwaigenbaum MD, Peter Szatmari MD et al. // Canadian Medical Association Journal. – April 15, 2014. – 186 (7). – P. 59-64
- Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2005, №105(8). – С. 4-13
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М: Экспертное бюро, 1997. – 496 с.
- Международная классификация болезней десятого пересмотра. Психические расстройства и расстройства поведения. – С. 257-259