Изменение почерка — симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания

Изменения почерка ‒ это ухудшение манеры письма, обусловленное различными патологическими процессами. Может выражаться нарушением наклона, величины и формы букв, силы нажима на ручку, расстояния между словами, междустрочного интервала. Изменения почерка наблюдаются при ряде неврологических, психиатрических синдромов, нарушениях зрения и опорно-двигательной системы, а также в процессе естественного старения. Для диагностики причин данного явления проводится обследование ЦНС (МРТ, ЭФИ, УЗИ), нейропсихологическое тестирование, определение зрительной функции. Лечение может включать фармакотерапию, психотерапию, коррекцию зрения.

Почерк – это индивидуальная графическая техника, которая реализуется в результате письма. В основе письменного навыка лежит зрительно-моторная координация – согласованная работа зрительного и двигательного анализаторов. Почерк формируется в результате обучения письму и регулярной практики.

Манера письма человека меняется с годами. В течение школьного обучения происходит постепенное совершенствование почерка ученика, и примерно к 6-7 классу вырабатывается автоматизм письма.

Данные изменения отражают графическую зрелость моторных навыков. Однако окончательное формирование почерка заканчивается только к 25—30 годам.

Почерк взрослого человека имеет свои индивидуальные черты, которые обусловлены:

  • физиологическими особенностями (строением и функционированием руки, зрительного анализатора);
  • нейропсихологическими процессами (сформированностью внимания, памяти, зрительного гнозиса);
  • условиями, в которых протекало обучение письму (методика, освещенность, письменные принадлежности).

К индивидуальным характеристикам почерка относят форму и размер графических элементов, наклон букв, нажим на ручку, направление и непрерывность линий, интервал между словами и строками. Анализ особенностей почерка индивида является предметом изучения графологии и лежит в основе почерковедческой экспертизы.

Причины изменения почерка

У одних людей почерк остается стабильным на протяжении всей жизни, у других претерпевает изменения под влиянием различных состояний. Изменения почерка могут происходить в результате:

  1. Психофизиологических событий: утомление, переохлаждение, психологическая травма, старение, алкогольное опьянение, письмо в движущемся транспорте.
  2. Патологических процессов: неврологические заболевания, психические расстройства, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Диагностическими признаками, указывающими на патологические изменения почерка, являются:

  • макрография;
  • микрография;
  • вычурность письма;
  • побуквенное письмо;
  • нарушение координации движений (извилистость линий, неудержание строки) и пр.

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания

Изменения почерка

Причины макрографии

Изменения почерка по типу мегалографии характеризуются высотой строчных букв, значительно превышающей нормальный размер (0,5 см). В этом случае буквы выходят за границы строки, при этом на листе бумаги помещается всего несколько слов. Данный признак характерен для следующих состояний:

Причины микрографии

Уменьшение размеров букв менее 3 мм делает почерк человека плохо читаемым, неразборчивым. Такие изменения почерка встречаются при ряде нервно-психических и глазных заболеваний:

Изменение почерка :: Симптомы, причины, лечение

  1. Описание
  2. Нормальные значения
  3. Причины

 Название: Изменение почерка.

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания Изменение почерка

 Изменения почерка — это ухудшение стиля почерка, вызванное различными патологическими процессами. Это может выражаться в нарушении наклона, размера и формы букв, силы нажатия пера, расстояния между словами, межстрочного интервала.

Почерка изменения наблюдаются во многих неврологических и психиатрических синдромов, зрительных и опорно-двигательного аппарата, а также в процессе естественного старения.

Для диагностики причин этого явления проводится обследование центральной нервной системы (МРТ, ЭФИ, УЗИ), нейропсихологические тесты, определение зрительной функции. Лечение может включать фармакотерапию, психотерапию и коррекцию зрения.

 Почерк — это индивидуальный графический прием, выполняемый в результате письма. Письменная грамотность основана на зрительно-моторной координации — согласованной работе зрительного и моторного анализаторов. Почерк — это результат регулярного обучения письму и его регулярной практики.  Стиль письма человека меняется с годами. Во время обучения в школе у ​​учеников происходит постепенное улучшение почерка, и примерно к 6-7 годам у них развивается автоматизм. Эти изменения отражают графическую зрелость моторики. Однако окончательное обучение почерку не завершается до возраста от 25 до 30 лет. Письмо взрослого человека имеет свои индивидуальные особенности, которые обусловлены:  • физиологические характеристики (строение и функции руки, зрительный анализатор).  • нейропсихологические процессы (формирование внимания, памяти, зрительного гнозиса).  • условия, в которых проходило обучение письму (методика, освещение, письменный материал).

 К индивидуальным характеристикам почерка относятся форма и размер графических элементов, наклон букв, давление на перо, направление и непрерывность линий, расстояние между словами и линиями. Анализ особенностей почерка человека является предметом изучения графологии и лежит в основе почерковедческой экспертизы.

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания Изменение почерка  Изменения почерка из-за типа мегалографии характеризуются высотой строчных букв, значительно превышающей нормальный размер (0,5 см). В этом случае буквы выходят за пределы линии, а на листе бумаги помещается всего несколько слов. Этот симптом типичен для следующих состояний:  • период начального письменного обучения.  • оптическая дисография.  • высокофункциональный аутизм.  • заболевания центральной нервной системы, сопровождающиеся мозжечковой атаксией (инсульты, опухоли головного мозга, гидроцефалия, рассеянный склероз, генетические синдромы).  • микропсия.  • биполярное расстройство (маниакальная стадия).  • дальнозоркость.  Уменьшение размера шрифта до менее 3 мм затрудняет чтение и нечитает человека. Эти изменения почерка возникают при ряде нейропсихологических и глазных заболеваний:  • Болезнь Паркинсона.  • симптоматический паркинсонизм.  • Синдром Алисы в стране чудес (макропсия).  • маниакально-депрессивный психоз (депрессивная стадия).  • миопия.  • обсессивно-компульсивное расстройство.

 • шизофрения.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Дислексия: симптомы, причины, лечение заболевания

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться.

Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств.

Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

Читайте также:  Менингит: 4 ведущих синдрома, симптомы, 9 осложнений, методы лечения и профилактики

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

У вас появились симптомы дислексии? Точно диагностировать заболевание может только врач. Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону +7 (495) 775-73-60

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально.

Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция.

Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Дисграфия — что это такое. Каккой бывает дисграфия

Данное нарушение речи – дисграфия, достаточно «молодое» понятие в области патологий речевого развития. Относительно недавно – только с конца 19 века данное состояние речи детей стало глубоко обследоваться и выводиться в отдельную науку. Множество исследователей при работе с детьми, замечали и описывали похожие отклонения в речи и в грамматике.

Изменение почерка - симптомы, диагностика, причины появления, лечение заболевания На начальной стадии исследования нарушения чтения и письма считали единым нарушением. Но со временем стали разделять на более узкие понятия: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения. В чистом виде любая из выше представленных патологий встречается редко. Чаще вместе с расстройством письменной речи страдает и чтение. Дети, которые демонстрируют на письме грубые аграмматические нарушения, также отходят и от норм при процессе чтения. Поэтому в заключениях логопедов после диагностики детей часто можно встретить всеобъемлющее значение, которое будет выглядеть так: «нарушение чтения и письма».

В раннем периоде изучения этой проблемы считали, что первоначальной причиной данной патологии является недостаточность интеллектуального развития.

Но со временем было доказано, что нарушения чтения и письма не связаны с интеллектуальным недоразвитием.

Обследуемые дети с наличием нарушений демонстрировали хорошие результаты в математических навыках – они хорошо решали задачи и примеры, тем самым показав хорошие логические способности, что в корне противоречит мнению о умственном нарушении.

Ведя разговор о нарушении чтения и письма, надо прояснить некоторые моменты, связанные с терминологией. Очень часто, наши российские пациенты при обращениях к неврологам и логопедам путают такие понятия как «дисграфия» и «дислексия».

Сейчас в век полной доступности информации, люди имеют возможность получать новости со всего мира. Таким образом в обиход российского гражданина вошло такое понятие как «дислексия», в большинстве случаев, как показывает практика, данный диагноз подсмотрен у всемирно известных голливудских звезд и активно примеряется на себя.

Не до конца понимая значения термина «дислексия», люди путаются в реальном состоянии нарушения.

На Западе под диагнозом «дислексия» понимают общее объединённое нарушение чтения и письма. Российские логопеды склонны разделять это понятие на более узкое значение: «дисграфия»-нарушение письма, а «дислексия» в данном случае – нарушение чтения.

Что такое дисграфия?

Так что же такое дисграфия?   Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Причины дисграфии

За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.

Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы.

Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков.

Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.

В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин.

Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период.

Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.   

Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е.

у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур.

Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.

Симптомы дисграфии

Чаще всего дисграфию начинают выявлять в начальной школе, после того, как ребенок овладевает первыми навыками письма.  Уже во втором полугодии первого года обучения можно заметить часто повторяющиеся ошибки «непонятного» характера. Не надо путать их с орфографическими ошибками, что для учащегося начальной школы будет нормой.

  Если учащийся путает правила написания «Жи-Ши», или проверку ударных и безударных, то это является естественным процессом в освоении русской грамматики.

Но если ребенок настойчиво пишет слитно предлоги, а приставки наоборот раздельно от слова, а также допускает много других искажений, о которых подробней будет сказано ниже, то это дает учителю повод рекомендовать родителям посетить логопеда.

Очень важно понимать, что дисграфия не появляется неожиданно.  В основе формирования данной патологии лежит длительный процесс, который начинается в самом раннем детстве.

При диагностике нарушения всегда на поверхность выходят более ранние проблемы, которые присутствовали весь дошкольный период.  Все недостаточно сформированные элементы речевого развития в школьные годы из устной речи переходят на письмо.

Нарушения формирования речи у каждого ребенка персональные, поэтому и нарушения на письме у детей так же разнятся.

Если в дошкольном возрасте у ребенка преобладало отставание грамматической формы речи, то на письме будут присутствовать ошибки грамматического характера – слитное написание слов и предлогов и т.п.., если у ребенка в дошкольном возрасте возникали проблемы звукового характера, то соответственно на письме будут преобладать ошибки фонематического типа. 

Виды дисграфии

Существует несколько форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия;
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания;
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая дисграфия;
  • оптическая дисграфия;

Редко, когда дисграфия проявляется в моноформе, чаще она носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период. И тогда мы можем увидеть на письме ошибки и грамматического характера и фонематического одновременно.

Для более полного понимания, как проявляются разные виды дисграфий, можно посмотреть характеристику данных нарушений, которая сформирована и представлена специалистами сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена.

Читайте также:  Пиелонефрит у детей: 3 ведущих синдрома и 6 принципов лечения болезни

Артикуляторно-акустическая дисграфия – данная форма встречается у детей с недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. При акустической дисграфии детям сложно различать звуки. Особенно – схожие по артикуляции и звучанию.

На письме это выглядит как замена букв, смешение и пропуски, а также неправильное отражение звукопроизношения на письме. Т.е. ребенок пишет так же, как и произносит.

Обычно в основе нарушения по данному типу лежит нарушение в дошкольном возрасте в виде дислалии (нарушение звукопроизношения), дизартрии, ринолалии.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания – при данной форме на письме ребенок заменяет фонетически близкие звуки (ц-т, ч-щ, п-б, м-н и тп..). Особенностью данной дисграфии является то, что в устной речи ребенок все звуки произносит правильно. Так же можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков — е-и, о-у (рука-«рока», мел – «мил»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – на письме искажается структура предложения и слова, предлоги пишутся слитно, приставки отдельно, отдельные слова разрываются (в лесу – «влесу», пришел – «при шёл», стоит дом – «стоидом»). Наблюдаются пропуски гласных и согласных (работа – «рбота», дерево – «дерво», шапка – «шака», груша – «руша» и т.п.), добавление лишних букв (сосны – «сосыны»), перестановка букв и слогов (трава – «врата»).

Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического стороя речи, искажаются предложения, слова, у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, а также ошибочно образуются их уменьшительно-ласкательные формы, не соблюдается последовательность предложений, не соблюдаются смысловые связи (дома – «домы», стулья – «стулы», «много карандашов», цыплята – «цыпленки», «один матрешка» и т.п.). Такие нарушения являются частью лексико-грамматического недоразвития речи.

Оптическая дисграфия – неустойчивое зрительное восприятие, буквы не узнаются и в каждом слове воспринимаются по-разному. На письме такие замены выглядят так: п-и, п-н, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к… Так же возможно зеркальное написание букв, особенно у левшей.

Моторная – часто связана с почерком, в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и нарушение восприятия букв со зрительным образом.

Все указанные формы дисграфий носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях дисграфия сопровождается неречевыми отклонениями, такими как ослабленная память, рассеянное внимание, психические заболевания.

Методы диагностики дисграфии

Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.

Необходимость комплексного подхода

Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным.

Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.).

Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний.

  Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха. Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.

Записаться на диагностику

Методы лечения дисграфии

Когда установлен сам факт нарушения письма и факторы его обусловливающие, можно приступать к коррекционным мероприятиям. Процесс исправления дисграфических нарушений достаточно долог. Родителям надо готовиться к длительным и регулярным посещениям логопеда.

Логопедические занятия

Во время занятий логопед поможет ребенку научиться дифференцировать звуки.

Дети учатся работать с текстом, формировать рассказ по картинке и строить грамматически правильные предложения от простых до сложных.

Предполагается развитие слогового анализа: дети обучаются разделять слова на слоги, выделять гласные. Данная работа в дальнейшем позволит устранить такие проблемы как пропуски гласных, добавление лишних букв.

  • Будет проводиться работа по исправлению почерка.
  • Используя методические материалы и многолетние индивидуальные наработки, специалисты помогают ребенку гармонично и грамотно исправить имеющиеся недостатки.
  • Но надо понимать, что лучшее исправление недостатков — это предотвращение формирования негативно влияющих факторов.

Профилактика дисграфии

Лучшая профилактика дисграфии – это чтение. На ранних этапах очень полезно, когда родители читают детям, с раннего детства приучают к книгам. Правильность или несовершенство устной речи в школьном возрасте непременно «ложится» на письмо.

Русский фольклор очень благоприятен для формирования навыков речи. Проговаривая с детьми потешки, вы способствуете развитию у ребенка правильного фонематического восприятия, формируете слоговой состав слова, закладываете личную культуру.

Потом, когда ребенок овладевает чтением самостоятельно, оно должно стать неотъемлемой частью развития ребенка. Рассказы, сказки и книги обязательно надо подбирать в соответствии с умением и уровнем развития ребенка.

Введение более сложной литературы допускается, только если ребенок сможет понимать смысл прочитанного.

Достаточно часто мамы, пытаясь развить ребенка, начинают разучивать с ним произведения, которые не подходят ребенку по возрасту. Ребёнок, обладая хорошей памятью, с легкостью заучивает большие трудные тексты, декламирует их, но не понимает смысла! Такой подход не только не приносит пользы, но и наносит существенный вред для формирования речи ребенка.

Также очень важно еще на ранних этапах развития формировать у ребенка общую и мелкую моторику – для этого подходят танцы, гимнастика, спортивные секции, аппликации, работа с пластилином и многое другое.

В настоящее время дети до 3-х, а иногда и до 5-ти лет находятся в памперсах. Насколько вредно само их ношение – отдельный вопрос, но одним из следствий подобной практики является то, что ребенок не сигнализирует о позывах.

Это – один из факторов, задерживающий ребенка в общем развитии, что проявляется и на уровне речи: сдвигаются темпы речевого развития, фразовая речь у детей начинается после 3-х лет, и в большинстве случаев –неправильная.

Длительное пользование соской нарушает своевременное и правильное формирование звукопроизношения. Язык, как правило, становится вялым и малоподвижным, сдвигаются сроки формирования возрастных звуков, что впоследствии приводит к нарушению формирования фонематического слуха и – как заключительный результат – к ошибочному написанию на письме.

Еще одной из основных причин образования нарушений речи и дисграфии является аденоидит.

У детей с хронической формой этого заболевания очень длительное время отсутствует носовое дыхание, что заставляет их осуществлять вдох и выдох через рот.

При таких условиях ребенку трудно правильно произносить звуки, язык становится малоподвижным. Поэтому следует своевременно обращаться к специалистам для лечения лор-органов.

Соблюдая эти несложные рекомендации, можно грамотно и гармонично развить своего малыша, предохранив его от неправильного формирования речи и избежать впоследствии любых речевых нарушений!

Плохой почерк: особенность или болезнь?

Письменная речь — один из важнейших показателей правильной работы нервной системы. Почерк каждого из нас уникален.

Для того чтобы написать даже одну букву, в нашем мозге включается сразу несколько сложнейших механизмов, отвечающих за координированные движения мышц кисти, ориентацию кисти в пространстве, слаженную работу различных отделов головного мозга, отвечающих за устную и письменную речь (лобные, височные и теменные доли). Поэтому даже минимальные изменения в работе этих механизмов приведут к изменению почерка.

Как меняется почерк при болезнях

Причин изменений почерка множество. Может нарушиться как программирование процесса письма (при поражении головного мозга), так и исполнение этой программы (при поражении головного и спинного мозга, периферических нервов и мышц). Кстати, меняться может не только почерк, но и содержание написанного — появляются неправильные замены и повторы символов.

В ходе естественных возрастных изменений почерк меняется постепенно, а при травмах, инсультах это может произойти внезапно. Другой случай — когда изменения сначала появляются вроде бы постепенно, но обычно быстро нарастают и становятся заметными (например, при болезни Паркинсона, опухолях головного мозга). Наиболее характерные изменения почерка представлены ниже:

  • Буквы разного размера, то мелкие, то крупные. Невозможно поставить точку — получается тире. Такие нарушения характерны для расстройства координации из-за поражения мозжечка (травмы, опухоли, рассеянный склероз). 
  • Буквы ближе к концу предложения постепенно уменьшаются, становятся очень мелкими и неразборчивыми. В символах видны точки особого нажима. Такие изменения характерны для паркинсонизма, когда дрожание в руке сочетается с замедленностью движений и повышением тонуса в мышцах руки. 
  • Буквы «пляшут», расстояние между ними разное, они находятся на разном уровне. Эти изменения встречаются при хорее — заболевании, при котором появляются характерные насильственные движения тела по типу «пляски». 
  • Буквы стали угловатыми, выписываются с сильным нажимом. К концу строчки ручка может соскальзывать с листа. Так почерк меняется при писчем спазме. При этом заболевании в процессе письма усиливается напряжение в мышцах кисти, что и изменяет характер письма. 
  • Буквы под разным наклоном, строчки то поднимаются, то опускаются. Символы разного размера, невозможно по ним провести прямую линию — такие изменения характерны для нарушений мышечно-суставного чувства, которое может возникать при фуникулярном миелозе, рассеянном склерозе травмах и опухолях спинного мозга. 
  • Буквы искажены, деформированы, символы становятся условными, появляются повторяющиеся окончания в виде спирали («телефонного провода»). Такие изменения характерны для болезни Альцгеймера и схожих нейродегенеративных нарушений.

Лечение Альцгеймера

Все вышеописанные изменения почерка практически всегда сочетаются с другими, гораздо более заметными и неприятными симптомами, например, нарушением походки, слабостью в руках и ногах. Но иногда изменения почерка являются первыми и единственными проявлениями на начальном этапе заболевания. Так бывает на ранних стадиях болезни Паркинсона, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера.

Когда нужно обратиться к врачу?

Резкое изменение почерка — основание для незамедлительного обращения к врачу (неврологу). Если вы заметили, что стало трудно писать, не получается писать буквы в привычной вам манере, то не тяните с записью на прием.

Иногда изменения почерка замечают близкие, а сам человек не обращает на это внимания. Это тревожный симптом, который может проявляться при болезнях головного мозга: опухоли, деменции и др.

Если изменения почерка не столь явно заметны, но есть другие симптомы (например, пошатывание при ходьбе, нарушение зрения), то визит к врачу также нельзя не откладывать.

Читайте также:  Общий анализ крови: подробный разбор 7 показателей ОАК и референсные значения каждого

Какие обследования назначит врач

  • В большинстве случаев изменения почерка связаны с нарушениями работы головного или спинного мозга, поэтому вас могут направить на магнитно-резонансную томографию или компьютерную томографию.
  • При подозрении на повреждение периферических нервов или рогов спинного мозга направляют на электронейромиографию (исследование скорости прохождения импульса по нервам с определением места поражения).
  • Если помимо изменения самого почерка есть нарушения письменной речи (например, неправильное написание слов, нарушение связности письменной речи, зеркальное письмо), то может потребуется консультация нейропсихолога (специалиста, которые оценивает работу высших мозговых функций).

Изменения почерка могут быть не только вашей особенностью, но и признаком серьезного заболевания. При любых подозрительных изменениях почерка незамедлительно обращайтесь к врачу.

Диагностика заболеваний по языку: грибковые и бактериальные инфекции, обезвоживание, диабет и др. патологии | Университетская клиника

Из-за прямого контакта ротовой полости с окружающей средой, а также находящейся там влажной средой, полость рта постоянно подвергается атакам микробов.

Грибковые, вирусные и бактериальные инфекции

Симптоматическое проявление инфекций, особенно грибковых – Candida albicans и вирусы, как правило, поражают людей с ослабленным иммунитетом, но могут встречаться и у здоровых людей с временным снижением иммунитета.

Кандидоз может быть системным заболеванием, и в особых случаях его очень сложно лечить. Быстрое лечение важно, поскольку инфекция на самом деле опасная, и может привести к истощению и даже смерти. Поражения возникают во рту, чаще всего в виде атрофии и молочницы. Что касается языка, то он покрыт белым комковатым налетом, который может распространяться на небо, горло и пищевод. 

Кандидоз также вызывает глоссит и географический язык. Заболевание может сопровождаться изъязвлениями во рту, эрозиями и трещинами в углах рта. Все вышеперечисленные симптомы вызывают изменение интенсивности боли. Иногда возникает дисгевзия – вкусовые нарушения. При диагностике патологии важно включить в дифференциальный диагноз волосатую лейкоплакию.

Вирусы герпеса – еще один фактор, поражающий язык. Они вызывают, среди прочего: ветряную оспу, опоясывающий лишай, герпес и цитомегалию. Простота передачи и инфицирования приводит к высокому уровню заболеваемости. Инфекция может поражать различные части тела: голова и шея чаще поражаются ВПГ-1, а урогенитальная система – ВПГ-2. 

Большинство инфекций протекает бессимптомно. Остальные обычно проявляются в виде крошечных волдырей, покрывающих не только язык, но и весь рот. Они могут собираться в небольшие группы, а при лопании образуют неглубокие язвы. 

Вирус также вызывают герпангину или рецидивирующий герпетический стоматит. Иногда на языке появляется серый налет.

Герпетический стоматит

Наиболее распространенные и известные заболевания вызываются бактериями – стрептококками из группы А. Одно из них – скарлатина – детская болезнь.

Помимо других проявлений на теле, можно отметить характерные изменения языка. Вначале он облекается, то есть покрывается белым налетом. Затем соски на языке воспаляются и приобретают интенсивный красный цвет.

Общий вид языка на этой стадии позволяет описать его как клубничный или малиновый.

Обезвоживание и перегрев

Внешний вид языка может помочь в диагностике патологических системных состояний. Пример этого – обезвоживание, которое может быть вызвано перегревом.

Утечка воды приводит к сгущению крови, что является фактором риска инсульта или тромбоза.

Видимое изменение – пересыхание слизистых оболочек и изменения языка, который становится сухим и потрескавшимся. Иногда может появиться желтый налет. 

Доказано, что у новорожденных даже небольшие колебания температуры могут увеличить риск смерти. Помогает диагностировать и прогнозировать продолжительность пребывания в стационаре и необходимость внутривенного введения жидкости у детей клиническая шдр. признаки. 

Вышеупомянутые симптомы часто игнорируются родителями и недооцениваются врачами. Результатом недооцененного умеренного обезвоживания вначале, может стать госпитализация.

Авитаминоз

Недостаток питания – частая причина изменений вида языка. Они могут проявляться по-разному и различаться по степени тяжести. Наиболее частые симптомы – жжение и боль во рту. Сосочки на языке могут сначала увеличиваться и краснеть, затем сглаживаться и постепенно исчезать. 

Язык при авитаминозе

Фасцикуляции, то есть колебания отдельных мышечных волокон, являются неврологическим симптомом рибофлавинового авитаминоза. Важный фактор, определяющий дефицит витамина B 12 – глоссит, проявляющийся увеличением языка, покраснением кончика или его краев и болью, связанной с движениями. Другие симптомы включают географический язык и волосатый язык.

Анемия

Анемию часто рассматривают как заболевание, хотя на самом деле это симптомокомплекс. Часто это следствие других патологических состояний. Существует несколько типов анемии, включая железодефицитную анемию и геморрагическую анемию. 

Большему риску развития этих состояний подвержены женщины. Хотя менструация или беременность являются физиологическими состояниями, они повышают риск анемии, ведущей к изменениям во всем организме. 

Язык при анемии становится бледным, бледно-серым, иногда даже белым. Сосочки на его поверхности начинают исчезать, язык становится гладким. Могут появиться боль и жжение во рту. Иногда на языке появляются бороздки. В настоящее время дефицит железа – одна из наиболее частых потерь питательных микроэлементов, в основном, у женщин. 

Жжение во рту

Имейте в виду, что жжение с ощущением покалывания, онемения и сухости во рту часто встречается у женщин в период менопаузы. 

Диабет

Диабет, являясь метаболическим заболеванием, влияет на работу всего организма. Существует два основных типа диабета – 1 и 2, из которых последний встречается чаще. Это одна из наиболее частых причин сердечно-сосудистых осложнений или почечной недостаточности – заболеваний, которые могут закончиться преждевременной смертью. 

При гипергликемии (одно из опасных состояний при сахарном диабете) язык сухой и потрескавшийся, даже болезненный. Но это не единственный симптом. При диабете 2 типа повышенный уровень триглицеридов приводит к застою крови. Симптомы этого состояния: синюшный язык, увеличенные вены на языке или экхимоз (кровоизлияние). 

Сухой и потрескавшийся язык при диабете

Сахарный диабет – это заболевание, которое часто протекает скрыто, поэтому оральные симптомы могут быть важным предиктором. Более того, их раннее обнаружение ускоряет начало лечения, что улучшает прогноз.

Гастроэзофагеальные заболевания

Исследования показали взаимосвязь между цветом налета на языке и эрозией слизистой оболочки желудка. В частности, по мере развития эпизодов обострения налет становится более желтоватым. Но считается полезнее оценивать цвет не столько налета, сколько самого языка. При эрозии цвет будет близкий к красно-желтому.

Также была продемонстрирована связь между серопозитивностью H. pylori и внешним видом поверхности языка. Однако здесь довольно сложно провести клиническую оценку из-за проблемы с объективной оценкой блеска языка. Многое зависит от положения органа и от условий освещения. Ученым удалось устранить описанную проблему, построив систему компьютерного анализа TIAS.

При отдельных типах рака желудка на языке могут появиться следующие изменения: 

  • темно-красный цвет с легким налетом или с гладкой поверхностью;
  • трещины на языке;
  • синий или пурпурный, белый налет;
  • сухость языка. 

Это еще одно научное доказательство, подтверждающее смысл диагностики, основанной на ресурсах традиционной китайской медицины.

Язык при гастрите

Скрининг раковых опухолей на основе языковой диагностике

Согласно текущим исследованиям, существует взаимосвязь между синевато-пурпурным цветом языка и рецидивирующим эпителиальным раком яичника, сопровождающимся увеличением количества тромбоцитов. По мнению ученых, оба симптома возникают статистически одновременно, и в такой конфигурации они важны для клинической диагностики заболевания. 

Оказалось, что пурпурный цвет характерен не только для рецидивирующего эпителиального рака яичников, но и в целом для популяции больных раком, в то время как преобладающий цвет в группе здоровых людей – красноватый. 

При раке увеличивается количество случаев с увеличением следующих параметров: 

  • толщина налета;
  • влажность;
  • зеркальный внешний вид поверхности. 

Помимо цвета и других особенностей языка, упомянутых выше, важна также бактериальная флора. Научные отчеты показывают, что относительная численность Haemophilus, Neisseria, Fusobacterium и Porphyromonas у здоровых людей была выше, чем у больных с новообразованиями.

Как меняется цвет языка во время менструального цикла

Цвет языка также меняется во время менструального цикла. 

  • В фолликулярной фазе кончик органа становится более синеватым и зеленоватым по сравнению с лютеиновой фазой. 
  • В последней фазе преобладают желтый и пурпурный цвета (смесь красного с примесью синего и анилинового). 
  • Кроме того, насыщенность пигмента во время цикла постепенно увеличивается. 

Эти различия следует учитывать при диагностике языка у женщин репродуктивного возраста.

Псориаз

Это в первую очередь воспалительное заболевание кожи, но клинически его симптомы также могут наблюдаться во рту. 

Наиболее частые оральные проявления этого заболевания – географический язык и многочисленные трещины (так называемые щели). Статистический анализ показал более частое возникновение вышеуказанных симптомов у больных псориазом. Более того, географический язык чаще появляется в форме с ранним началом, а форма, похожая на перелом, больше в форме с поздним началом. 

Согласно последним сообщениям, географический язык чаще встречается при тяжелых формах вульгарного псориаза, что делает его появление маркером тяжести заболевания.

Ревматоидный артрит

При диагностике ревматоидного артрита на основании морфологии языка учитывается внешний вид нижней поверхности. Проведенное исследование подтвердило взаимосвязь изображения подъязычных сосудов и артрита.

А именно, у 86% пациентов с РА есть расширенные сублингвальные сосуды (> 2,7 мм). Кроме того, их длина составляет более 3/5 расстояния от кончика языка до подъязычной мышцы.

Интересно, что количество описанных судов превышает 2.

Подъязычные сосуды

Вышеупомянутые результаты исследования могут подтвердить предположение TCM о взаимосвязи между ревматоидным артритом и застоем крови.

Выводы

Язык, как орган, который можно легко увидеть, должен обязательно осматриваться врачом во время приема. Преимущество этого типа диагностики – неинвазивность и возможность многократного повторения без обременения пациента различными видами излучения или воздействием неприятных ощущений, например, связанных с введением эндоскопа. 

Выявленные изменения языка, если они сочетаются с другими симптомами, могут быть ценным диагностическим ключом. Отсутствие адекватного понимания взаимосвязи некоторых системных заболеваний с их симптомами может иметь серьезные последствия. Быстрая диагностика и проведение лечения способны предотвратить осложнения. Именно поэтому внешний вид этого органа особенно важен. 

Однако есть фундаментальная проблема – этот вид диагностики во многом зависит от знаний и опыта специалиста. Это основная причина, по которой китайская медицина не так популярна в западной культуре.

Чтобы исключить эту зависимость и обеспечить объективность результатов исследования, следует опираться на компьютерный анализ данных.

Благодаря машинной обработке данных можно получить довольно четкие результаты, в отличие от диагнозов, поставленных врачами традиционной китайской медицины, где комплаентность ниже. 

Продолжение статьи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector